Администрация Ракитовского сельсовета
Ракитовский сельсовет Михайловского района Алтайского края

Конфискация незаконно нажитого имущества как наиболее эффективная мера по борьбе с коррупцией

Конфискация незаконно нажитого имущества как наиболее эффективная мера по борьбе с коррупцией.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо - совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из принципов противодействия коррупции закреплена неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 8.1 указанного Федерального закона лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение обязанности по предоставлению сведений о расходах, по обеспечению полноты и достоверности таких сведений является основанием для привлечения к ответственности в виде освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В целях реализации ст. 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» с 01.01.2013 в России введен контроль за крупными расходами государственных и муниципальных служащих, а также работников организаций государственного сектора.

Названным Федеральным законом предусмотрено, что в случае, если чиновник или члены его семьи в течение года расходуют на приобретение недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг сумму, превышающую общий семейный доход за последних три года, то в отношении такого чиновника принимается решение об осуществлении контроля за расходами. Такой контроль предполагает проведение специальной проверки, по результатам которой в случае неподтверждения законности происхождения денежных средств прокурор обращается в суд с иском об обращении этого имущества в доход государства. При этом обязанность по доказыванию законности источников денежных средств, за счет которых приобретена собственность, возложена на чиновника.

Конечным результатом процедур по контролю является обращение прокурора в суд с исковым заявлением об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества, в отношении которых чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы (транспортные средства, земельные участки, жилые и нежилые помещения).

В 2018 году в Федеральный закон от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов осуществления контроля за расходами, а также установлена возможность осуществления органами прокуратуры контроля за расходами в отношении бывших служащих и членов их семьи. Такой контроль возможен в течение шести месяцев со дня увольнения лица (или его освобождения от занимаемой должности).

Кроме того, закон дополнен нормами, предусматривающими возможность обращения в доход государства денежной суммы, эквивалентной стоимости имущества в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, при отсутствии возможности обращения в доход государства такого имущества.

Такие изменения закрыли возможность ухода от ответственности в случае увольнения чиновника, а также в случае реализации незаконно нажитого имущества добросовестным приобретателям.

Совершенствование процедур контроля за расходами является следующим шагом по имплементации положений 20 Конвенции ООН против коррупции, согласно которой государство должно рассмотреть возможность принятия таких законодательных мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение.

Таким образом, не смотря на высокую латентность преступлений и иных запрещенных законом деяний коррупционной направленности, государство приняло комплекс мер к тому, чтобы аннулировать последствия их совершения, поэтому, как показывает многочисленная судебная практика, принципы, которыми руководствуются не чистые на руку чиновники, больше не работают.

Заместитель прокурора
Михайловского района
советник юстиции                                 А.П. Лебедев

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie